Отчеты

 

 
М.Х.Алешковский
Отчеты
Статьи
Из неизданного
Новгородский Кремль
Окольный город
 
Электронное издание

Раскопки Славковой башни.


1

Остатки Славковой башни находятся на городском валу напротив здания Гостиницы “Садко”. На поверхность вала выходят части каменной башни, идущие двумя полосами красных ракушечниковых камней поперек вала. Никаких следов поперечных стен на поверхности вала не обнаруживается. Это дает основание предполагать наличие здесь именно проездной башни, как и тот факт, что она стоит в конце Славковой улицы, а летописец сообщает, что в 1391 г. башни были поставлены в конце каждой городской улицы. Каменные стены башни выходят на поверхность вала не на всю свою толщину, а только внешними частями своих пилонов. Пробный шурф, сделанный у северного пилона (башня прорезает вал с запада на восток) показал, что внутренние фасады пилонов разрушены сильнее чем внешние и их облицовка начинается на значительной глубине от современной поверхности башни. Шурф выявил, что промежуток между двумя пилонами заполнен плотно слежавшимся грунтом, с большим количеством каменистого щебня. Такой грунт лишь с большим трудом поддается раскопке сверху по пластам, поскольку отдельные камни и щебень плотно слежались и сильно затрудняют работу.

2

Имея в виду необходимость раскопать башню до осени 1968 г., когда Центральные Научно-Реставрационные Мастерские обязаны приступить уже к проектированию восстановления башен, а также зная, что проездная часть башни засыпана после ее разрушения однородным грунтом и эта засыпка не является культурным слоем, было решено проводить раскопки этой засыпки не по пластам, а “на отвал”, по направлению с запада на восток, ведя раскопку таким образом, чтобы отдельные слои засыпки хорошо просматривались и фиксировались. Первоначально была сделана широкая траншея в северной части проезда. Стратиграфия засыпки проезда в этой траншеи время от времени фиксировались, как это показано на плане раскопанной башни. Кроме того в процессе раскопок отдельные слои и прослойки засыпки, образовывавшиеся по мере подвозки грунта, снимались отдельно друг от друга, однако немногочисленная керамика и обломки кирпичей XIV - XVI вв., попавшие в эти слои и прослойки, не отличались друг от друга и черепки, например, XVI в. встречались ниже более ранней керамики, как и обломки кирпичей разного времени.

3

После раскопки широкой траншеи был снят ее южный профиль (чертеж 2) и приступлено к раскопке оставшейся полосы засыпки в южной части проезда. После раскопки этой полосы на всей площади проезда было приступлено к разборке слоя разрушения башни, лежащего ниже слоя засыпки. Этот слой разрушения был обнаружен еще в процессе раскопки засыпки и тогда же было решено раскапывать засыпку и слой разрушения отдельно, чтобы была возможность найти в слое разрушения какие-то архитектурные детали. После раскопки слоя разрушения были сделаны два шурфа в подошве проезда и определена ширина южного пилона башни.

4

Описанная последовательность процесса раскопок позволила выявить всю стратиграфию засыпанной проездной части и связать отдельные слои грунта с различными периодами строительства и разрушения Славковой башни.

Это следующие периоды.

Период до строительства башни.

5

До раскопок Славковой башни можно было, вслед за другими археологами, работавшими на валу Окольного города, предполагать, что при строительстве башни ее пилоны были врезаны в существовавшую и ранее, до их строительства, глиняную насыпь вала. Следовало, поэтому ожидать, что в проездной части и у торцов пилонов будут обнаружены остатки этой насыпи, а под ними - культурный слой, образовавшийся до насыпки вала. Однако, остатков вала в проезде не найдено, а культурный слой очень тонок и невелик. Этот слой изучен в шурфе I у западного конца южного пилона. Его толщина - 14-15 см. Цвет слоя - черный. В нем много пепла и угля, щепы нет, рыбьей чешуи и костей животных нет. Весь слой был тщательно перебран руками, однако найдено только два осколка железной крицы и два керамических венчика XII - XIV в.в. Слой залегает на серо-глиняном материке и следует его рельефу. Никаких остатков деревянных сооружений в ней не обнаружено. Это типичный слой окраины города, образовавшийся не ранее XII - XIII вв. Было решено не вскрывать этот слой на площади всей проездной части, так как это повело бы за собой обнажение и без того уже сильно разрушенных пилонов.

Период строительства башни.

6

На черном культурном слое XII - XIII в.в. залегает толстый слой тёмно-серой глины. Толщина слоя доходит до 1 м. В глине встречаются мелкие кусочки земли, окрашивающие ее в темный цвет. В месте примыкания глины к фундаментам пилона не обнаружено никакого рва для фундамента. Более того, кое-где эта глина перекрывает верхний обрез фундамента, а два небольших кола, вбитые рядом с фундаментом, вбиты, когда этой глины еще не было. Все это свидетельствует о появлении тёмно-серой глины в проезде уже после закладки фундамента. Вероятнее всего, поскольку фундамент заложен в материке, эта глина является выбросом из рва под фундамент. Этот выброс перемешался с культурным слоем XII - XIII в.в. и поэтому несколько темнее материковой глины.

7

На уровне верхнего ряда камней фундамента в этой глине найдено два слоя тонких деревянных плах, лежащих поперек проезда. Оба слоя плах отделены друг от друга глиной толщиной 17 - 19 см. Плахи тонкие (толщиной 2-3 см), плоские сгнившие, часто не соприкасающиеся друг с другом. Настилом для проезда они служить не могли. Скорее всего, поскольку они лежат на уровне верхнего ряда фундамента, перед нами остатки временного настила, использовавшегося во время производства работ по строительству башни. Возможно, что их положили в глиняную подсыпку для укрепления ее прочности. Однако, первое предположение более вероятно, так как в западной части шурфа в его южной половине вдоль пилона наблюдалась тонкая прослойка мелкой крошки ракушечника и извести, представляющая собой, видимо, строительную прослойку 1391 г. Эта прослойка лежала на несколько сантиметров выше деревянных плах. Поверх слоя тёмно-серой глины была прослежена прослойка серой глины с большим содержанием земли, а поверх нее опять шла глина, но на этот раз не материковая из рва для фундаментов, а красная, чистая, без включений строительного мусора. Толщина слоя красной глины 20-22 см. Ближе к пилону этот слой повышается и поверх него найдено несколько тонких перегнивших плах. Выше красной глины идет слой такой же красной глины, но с вкраплениями чистой извести, попавшими сюда, видимо, в процессе строительства башни. Толщина этого слоя красной глины с известью доходит до 30 см. Поверхность этого слоя и дает нам отметку проезда, установившуюся после окончания строительства башни. Поверх этой отметки лежал уже слой разрушения башни. Никакого настила мостовой или культурного слоя, образовавшегося бы здесь за период существования башни найдено не было. Это позволяет предполагать, что башня хоть и была выстроена проездной, но проезда через нее не было, что тем более вероятно потому, что за башней наблюдается и сейчас сильное падение рельефа, делающее проезд неудобным. Возможно, что большинство проездных башен 1391 г. были выстроены не столько для проезда, для чего служили главные магистрали, а для вылазок во время военных осад. Таким образом в проезде башни обнаружена подсыпка из глины, сделанная после окончания строительства башни и поднявшая уровень проезда на полтора метра выше уровня культурного слоя XI - XII вв. Эта подсыпка скрыла и цокольную полку пилонов башни (эта подсыпка изучена и в шурфе 2 у западного торца северного пилона). Возникает вопрос, чем была вызвана такая мощная подсыпка. Ответ на этот вопрос дает строительная опись укреплений Окольного города, сделанная в 1675 г. В этой описи Славкова башня не упоминается, поскольку в XVII в., и в том числе деревянный роскат соседней Федоровской башни, авторы описи упоминают “подошву от воды с загородной стороны”. Забегая вперед, отмечу, что подобная же подсыпка из глины в проезде была найдена и при раскопках Федоровской башни. Следовательно, эта подсыпка и является “подошвой от воды”, преграждавшей доступ воды в город во время половодья со стороны поля. Это и объясняет появление значительной глиняной подсыпки в Славковой башне 1391 года.

8

Отсутствие вала у Славковой башни до строительства 1391 г. является вторым важным выводом раскопок 1968 г. Этот вывод находит себе подтверждение в одном летописном сообщении, речь в котором идет о Славковой улице. Под 1326 г. в Синодальном списке Новгородской Первой летописи описан пожар, во время которого погорела “Славкова улица от Дмитрия святого и до поля”. Если бы стена острога была в 1326 г. у восточного конца Славковой улицы, то, во-первых, она была бы упомянута в описании пожара, а, во-вторых, если бы она не горела, то было бы сказано о пожаре, что он дошел не “до поля”, а “до острога”, или “до вала”. Это и позволяет считать, что до 1391 г., на участке у восточного конца Славковой улицы ни вала, ни острога еще не было.

Период разрушения башни.

9

Грунт, лежавший под глиняной подошвой башни, делится на две части. Нижняя часть этого грунта представляет собой слой больших квадров красного ракушечника с более мелким каменным и известковым щебнем, в котором имеется и красная глина. Этот слой образовался в период разрушения башни, причем тогда, когда башню еще не было решено засыпать. Слой разрушения смыкается с мелким щебнем, заходящим на разрушенные части пилонов. Таким образом, после разрушения башни ее проезд был засыпан камнем и известковым раствором, стены обрушились, облицовка облетела, фрагменты каменной кладки второго и третьего ярусов башни попали в проезд. Интересно, что в слое разрушения, несмотря на внимательную разборку слоя в целях находки архитектурных деталей, не было найдено кусков свода первого (нижнего, проездного), яруса. Между тем такие куски были найдены выше, в слое земляной засыпки проезда. Этот факт наводит на мысль, не является ли слой крупного ракушечника не слоем разрушения, а своеобразной вымосткой проезда, сделанной после окончания строительства, тем более, что этот слой лежит прямо на глиняной подошве и не отделен от нее культурной прослойкой. Однако, этому выводу противоречит два других факта: во-первых, осыпь стен пилонов смыкается со слоем красного ракушечника, а, во-вторых, кое-где под этим слоем ракушечника около самых стен проезда были обнаружены небольшие скопления серой земли, то есть культурного слоя, образовавшегося в период функционирования башни примерно на протяжении XV в. Это и позволяет считать описанный слой образовавшимся во время разрушения башни, а не после ее строительства. Когда же разрушилась башня? В слое разрушениия было найдено несколько черепков белоглиняной керамики XV в. Более поздних находок не найдено. Следовательно, разрушение произошло не раньше XV в. Это согласуется с одним летописным сообщением под 1502 г. “Поставлен бысть древяный Великий Новгород по старому спу, и стрельницы древяные, а старые каменные разбили” (ПСРЛ. Т.XII. Спб., 1901. С. 266). Видимо, в это время и была разрушена Славкова башня. Однако, деревянная башня на ней не была поставлена, так как она не упоминается в описи XVII в. Возможно, что вскоре проезд был засыпан. Этот слой засыпки является второй частью грунта, обнаруженного в проезде башни. Засыпка состоит из серой земли с большим содержанием глины и прослойками каменного щебня. Здесь- то в этом слое были найдены фрагменты свода. Свод был сложен не из ракушечника, а из тонких (толщина 3-5 см) плит серого ильменского известняка.

10

В нижнем слое засыпки, прямо на слое разрушения в восточной половине проезда (см. чертеж) была найдена сгнившая стенка из четырех рядов тонких (толщиной 10-15 см) бревен, укрепленная со стороны города несколькими камнями и обломками позднего маломерного кирпича XVI в. В своей северной части от стенки отходили два коротких сгнивших бревнышка, два нижних венца. Возможно, что раньше указанная стенка поднималась на всю высоту проездной части и закрывала вход в нее со стороны поля. В слое засыпки была найдена немногочисленная керамика XIV - XVI в.в., самым поздним черепком был чернолощеный черепок XVI в. К этому времени и следует относить засыпку башни.

11

Со стороны города поверх засыпки был найден слой тёмно- серой земли с находками предметов XVII - XX вв., образовавшийся в самое последнее время во время планировочных послевоенных работ на участке около вала. Эта подсыпка довольно значительна и должна быть удалена во время вертикальной планировки вала.

Описание архитектурных фрагментов башни.

12

От Славковой башни к настоящему времени уцелели только остатки двух пилонов нижнего яруса башни (проездная часть). Никаких следов от верхних ярусов башни в пределах раскопа найдено не было.

13

Ширина проездной части - 4,60 - 4,70 м (между стенами пилонов). Ширина проездной части между плоскостями лопаток - 4 м. Каждый пилон имеет по три лопатки. Крайние, выходящие к городу лопатки не сохранились, о их наличии можно судить только потому, что в шурфах были найдены каменные цокольные полки, на которых покоились эти лопатки. Кроме того, поверхность стен пилонов в местах предполагаемых крайних лопаток не лицевая, а рваная, разрушенная, так как заходившие в лопатки квадры обвалились, а их части, входившие в тело стены пилона остались. Однако, характер разрушения таков, что установить ширину лопаток нельзя. Видимо, по своей ширине крайние лопатки были равны средним лопаткам. Ширина средних лопаток - 126 - 130 см. Величина выступа лопаток - около 30 см. Из-за деформации кладки эти размеры следует считать приблизительными, а не точными. Расстояние от средних лопаток до крайних со стороны поля - 295 - 300 см. Лопатки, выходящие к полю значительно шире остальных двух пар. Собственно, это скорее не лопатки, а целые выступы стены. Ширина этих выступов 445 см., то есть более чем ширина между ними и средними лопатками. Толщина выступов прорезается щелями для подъема опускных решеток. От южного выступа ничего не сохранилось, кроме рваной плоскости кладки и ровной полосы гладких камней внутренней стенки щели для герс. Северный выступ сохранился не многим лучше, хотя и удалось сохранить его уцелевший фрагмент. Ширина щели для герсы - около 40 см. глубина щели - около 30 см. Таким образом, опускная решетка находилась не у самого внешнего фасада башни, как это наблюдается в проездных башнях Кремля, а глубоко внутри проезда, на расстоянии 2,70 м. от плоскости внешнего фасада. Возможно, это сделано для затруднения доступа к решетке противнику. Подобные широкие внешние выступы-лопатки с щелями для герс не встречаются ни в башнях Кремля, ни в тех башнях Окольного города, которые известны по раскопкам.

14

Кроме герс, в башне были и ворота, но железных подставов от них не найдено. Найдены лишь прямоугольные пазы для воротных засовов расположенные в стенах пилонов сразу за внешними выступами на довольно большой высоте, делавшей установку засовов затруднительной.

15

Ширина пилона (южного) установлена путем неглубокого шурфа на поверхности вала у внешней стены пилона. Ширина пилона равна 2,40 м. Ширина северного пилона должна быть такая же. Во избежание лишних вскрытий поверхности кладки пилонов башни ширина северного пилона не была выяснена шурфом. По этой же причине (а также из-за ограниченной рабочей силы) не сделаны шурфы у разрушенных торцов пилонов.

16

Общая длина обоих пилонов - 12,5 м. Пяты свода над проездной частью не сохранились, но в самом существовании сводов не приходится сомневаться, так как, во-первых, найдены их фрагменты (сложенные из тонкого плитняка), а, во-вторых, о них свидетельствуют лопатки, нужные в процессе строительства для того, чтобы уложить по аркам, которыми завершались лопатки, опалубку для самого свода.

17

Представляется, что каменная Славкова башня 1391 г. имела не менее 3-х ярусов: нижний ярус был проездным, во втором ярусе располагался подъемный ворот для герсы, а третий ярус был боевым. Скорее всего башня имела 4 яруса, так как трудно предположить, чтобы строители могли удовлетвориться только одним боевым (третьим) ярусом. Кроме того, большие размеры башни (12,5 х 9,4 м) требовали создания соответственно высокой башни. Указанные выкладки позволяют хотя бы приблизительно достоверно представить внешний облик 3-4 ярусной проездной башни 1391 года.


Текст отчета Фотоиллюстрации Чертежи


Начало страницы
Главная страница