|
Как возник Новгород?
1 |
На конференции "Новгород Великий. Археология, история,
искусство", проведённой в Новгороде Новгородской секцией Института
отечественной истории Академии наук СССР и Новгородским музеем, с интересным
докладом о происхождении Новгорода выступили московские археологи В.Л.Янин и
М.Х.Алешковский.
|
2
| По просьбе редакции один из авторов доклада знакомит сегодня
читателей "Новгородской правды" с его основными положениями.
|
3
| Споры о происхождении Новгорода начались еще в глубокой
древности в конце XI века, и не затихают и в наши дни. Раньше спорили летописцы,
теперь - археологи. Волнующий вопрос для тех и других - основан город князем или
уже существовал до его призвания. От решения этого вопроса зависит наше
представление о ходе всей новгородской истории, а летописцам его решение
позволило бы обосновать либо власть князя над городом, либо, наоборот, исконную
независимость новгородцев от этой власти.
|
4
| В 70-х годах XI века составитель Начальной летописи, видимо,
со слов киевского князя, записал легенду о построении Новгорода предком этого
князя, основателем княжеской династии Рюриковичей. В 90-х годах того же века
другой летописец зафиксировал совершенно иную легенду: об основании Новгорода
еще до призвания князей - самими славянами, пришедшими на Ильмень с Днепра.
Оба эти летописца были киевлянами. Третий, новгородец, живший сто пятьдесят лет
спустя, в 20-х годах XIII века, соединил обе легенды, взяв за основу первую из них -
об основании города князем, но вписал, по второй легенде, слова о том, что город
существовал-де уже до появления князя.
|
5
| Таковы три версии происхождения Новгорода, донесенные до нас
сохранившимися летописями.
|
6
| Присмотримся к наиболее древнему, "княжескому" варианту и
убедимся в том, что, хотя в нем прямо говорится о постройке города князем
Рюриком, тем не менее из самого рассказа вытекает, что существовал город еще до
призвания князя.
|
7
| Летописец сообщает, что словене, кривичи и меря, выгнав варягов,
попытались жить без них, но перессорились и вынуждены были опять обратиться к
варягам с просьбой прислать князя.
|
8
| Словене, кривичи и меря - это три различных племени, занимавших
огромную территорию к северу от верховьев Днепра, Двины и Волги. И кажется
странным, что эти племена после изгнания варягов вместо того, чтобы отделиться
друг от друга и зажить самостоятельно, наоборот, несмотря на вражду, почему-то не
расстаются, почему-то остаются в прежнем объединении. Не происходит ли это
потому, что под словенами, кривичами и мерей летописец понимает не сами
племена, а лишь жителей некоего центра, столицы разноплеменной федерации?
|
9
| Именно так и понял этот рассказ летописец-новгородец начала XIII
века, отметивший, что под словенами, кривичами и мерей подразумеваются сами
новгородцы. Но если это так, то город в древности должен был бы делиться на три
части, соответствующие составу населения, на три "конца", как в более позднее
время обычно называли его отдельные административные части. А по летописям мы
знаем о пяти, а не о трех концах. Несоответствие? Оказывается, нет.
|
10
| Да, было пять концов, но в XIV-XV веках. А еще в конце XII -
начале XIII века их насчитывалось всего четыре. А как обстояло в более древнее
время?..
|
11
| В рассказах о новгородских событиях середины X- начала XI века
постоянно фигурируют цифры, кратные трем: 300 или 3.000 гривен дани, 3.000
новгородцев-воинов. Напротив, в XIV веке соответствующие цифры кратны
четырем, а в конце XIV века - пяти.
|
12
| Несомненно, цифры собираемой городом дани и числа
выставленных воинов обычно кратны числу концов, которых, таким образом, в X-XI
веках было три, что соответствует и трем группам населения (словене, кривичи и
меря), фигурирующим в рассказе летописи.
|
13
| Выясняется, что самый древний летописный рассказ говорит о
существовании города еще до призвания князя Рюрика. Один из его потомков
переделал этот рассказ, вставив слова об основании Новгорода своим предком.
|
14
| Если вникнуть во все три варианта легенды об основании
Новгорода, то окажется, что, по сути дела, все они говорят об одном и том же - об
основании города до появления князя и, следовательно, об исконной независимости
Новгорода. Это подтверждается другими летописными и археологическими
сведениями и прежде всего... именем самого Новгорода.
|
15
| Новый город... Не значит ли это, что был какой-то старый город,
переселенцы из которого затем назвали другой, основанный ими город, новым?
|
16
| Ученые много спорили, какой из городов следует считать тем
старым городом, по отношению к которому город назван новым. Киев? Но он
слишком далек от Новгорода. Старая Русса? Но она никогда не называется в
летописи "старой", а именуется просто Руссой, да к тому же в ней нет находок
старше XI века. Старая Ладога? Но и ее в древности, до XVIII века, не называли
"старой"; хоть люди в ней жили еще в VII-VIII веках, когда Новгорода еще не было,
они, как показали раскопки, имели такие жилища и вещи, которые никогда не
встречаются в Новгороде.
|
17
| Рюриково Городище под Новгородом. Быть может, это и есть тот
самый город, который построил Рюрик? Но Городище в летописях не называется
Рюриковым: этот термин - поздний.
|
18
| Круг поисков сужается и... мы оказываемся в самом Новгороде. Как
уже говорилось, в древности он состоял из трех поселков: словен, кривичей и мери.
В местных названиях самих концов и улиц сохранились следы этих трёх групп
городского населения.
|
19
| Конец на Торговой стороне, на правом берегу Волхова, назывался
Славенским. Если бы в городе жили только славяне, то не было бы смысла называть
их именем один из концов. Между тем его назвали именно так. Значит, население
других концов не было славянским? И действительно, на левом берегу Волхова
существовали Прусская и Чудинцева улицы, имена которых свидетельствуют о
проживании здесь неславянских народностей - пруссов и чуди.
|
20
| Неревский конец, скорее всего, раньше назывался Меревским,
поскольку в языке новгородцев "м" часто переходило в "н". О мери напоминает и
имя озера Ильмень, в древности называвшегося Илмер.
|
21
| В Новгороде жили не только словене и меря, но и кривичи. Эти
последние, видимо, пришли на Ильмень с южного побережья Балтийского моря,
были теми самыми балтийскими славянами, особенности языка которых в очень
большом количестве зарегистрированы в памятниках письменности древних
новгородцев. К числу этих особенностей относятся, например, окончания "ата" и
"ята" в именах собственных (Гостята, Путята, Вышата), замена имени "Иван" словом
"Ян".
|
22
| Итак, три поселка, и в каждом - свое население: словене, кривичи,
меря. Но не значит ли это, что прежде, чем эти поселки объединились, единого
города не существовало или он назывался не Новгородом, а когда поселки
объединились, то получился действительно новый город? Новый по отношению к
старому, расположенному здесь же, но - только еще не городу?
|
23
| Поселки вряд ли были обнесены стенами, а именно такие стены,
называвшиеся "городом" (сравните слова: ограда, загородиться), и давали поселению
имя города.
|
24
| Не был ли один из поселков действительным укрепленным
городом? Внимание сразу привлекает Славенский конец, поскольку славяне,
пришедшие с Днепра, по сведениям летописца, и построили город у Ильменя.
|
25
| В Славенском конце существовали местность, называвшаяся в
древности Холмом. Холм? Но это же одно из типичных названий славянских
городов. Есть Холм на Ловати, есть под Смоленском, в Белоруссии, в Галицкой
земле. Не назывался ли старый город Холмом?
|
26
| Скандинавские источники X-XI веков почему-то упорно именуют
Новгород "Холмгардом", то есть Холмгородом. Многие ученые на этом основании
считали, что Холмгард основан варягами, поскольку слово "хольм" означает по-
скандинавски "остров" (вспомним Стокгольм, например). Однако все дело в том, что
в скандинавских названиях городов частица "хольм" стоит не на первом, а на втором
месте. К тому же обе части скандинавских названий городов являются
скандинавскими словами, а слово "Холмгард", если принять мнение наших
предшественников, в таком случае состоит из двух разноязыких частиц -
скандинавского "хольм" и славяникого "град".
|
27
| Нет, этого не может быть. Название города должно быть либо чисто
скандинавским, либо чисто славянским. Учитывая, в особенности, что летописный
Холм вовсе не является "островом".
|
28
| Холмгард, то есть Холмград, расположен на возвышенности, холме.
Этот Холмград с чисто славянским именем - тот самый "старый" город, по
отношению к которому Новгород наречен "новым".
|
29
| Действительно, Новгородом летописцы называют сначала только
саму крепость на левом берегу Волхова - Кремль. Крепость возникла при
объединении трех первоначальных поселков, получив при этом имя Новгород. А
впоследствии это имя перешло на всю городскую территорию.
|
30
| Почему именно на левом берегу возникла крепость, а не в одном из
трех первоначальных поселков?
|
31
| Дело в том, что в каждом поселке имелось свое народное собрание -
вече, а при объединении было важно, чтобы общегородское вече находилось на
нейтральной территории, не зависимой ни от одного из трех будущих концов. Такою
была как раз территория на левом берегу Волхова.
|
32
| Здесь стало собираться вече всего города, здесь было и языческое
капище, на месте которого, впоследствии, в конце X века, поставили первый
христианский храм - дубовую тринадцативерхую Софию. Здесь было и кладбище,
которое называлось Буевищем (оно упоминается в документе XVI века).
|
33
| По нашим наблюдениям, новгородское вече вообще чаще
собиралось в Кремле, чем на Ярославовом Дворище. На правом берегу Волхова вече
собиралось только в исключительных случаях - во время городских восстаний или
распрей.
|
34
| То, что кладбище, капище и вече занимали в древности одну и ту же
территорию, не удивительно. Ведь в древнерусском языке слово "погост"
одновременно означало и кладбище, и административный центр. Кладбище в
древности было место почитаемого культа предков, и вся идеологическая жизнь
освещалась этим устойчивым культом. Под его знаком проходили и языческие
праздники, и похороны, и политические сходки.
|
35
| Не только Новгород, но и многие другие первые русские города
возникли из таких погостов.
|
36
| Сначала на погостах (кстати, это название существовало на Руси
задолго до принятия христианства) только справляли языческие праздники,
обменивались продуктами, хоронили близких, собирались на вече со всей округи.
Затем у погостов постепенно оседали семьи родовитых руководителей веча,
боярские роды со своими домочадцами и слугами. Сюда стекалась дань, тут легко
было продать или купить ремесленное изделие, здесь развивалась торговля. И
постепенно такое поселение превращалось в настоящий город.
|
37
| Власть в таком городе целиком принадлежала боярам. Они владели
большими усадьбами, между которыми была поделена вся городская земля. В этих
усадьбах первоначально жили и слуги, и ремесленники, и купцы, политически и
экономически зависевшие от своих дворовладельцев.
|
38
| Изначальным господством бояр во всех областях новгородской
жизни и объясняется то, что ни один из князей, приглашавшихся в город, не смог
надолго закрепить здесь свою власть. Князья приходили и уходили, иногда и
убегали из Новгорода, а бояре оставались. Не случайно князья не жили в Кремле - их
усадьбы находились за пределами общегородского центра.
|
39
| Так тема о происхождении города подводит нас к характеристике и
пониманию основ жизни "великой республики средневековья" как называл Новгород
Карл Маркс.
|
40
| Это был город прежде всего бояр, владевших огромными
земельными богатствами. А князья владели землей только во время своего недолгого
правления в городе и, поскольку они редко засиживались в нем долее чем на 5-10
лет, то не могли расширить свои земельные владения или как-то закрепить их за
своим родом.
|
41
| Изложенная точка зрения на происхождение Новгорода - лишь
научная гипотеза. От дальнейших исследований и, прежде всего, от археологических
раскопок зависит ее подтверждение или опровержение. Но эта гипотеза кажется нам
не просто привлекательной, но и необходимой, поскольку, с одной стороны, она
охватывает все известные сейчас факты древней истории города, а, с другой
стороны, позволяет наметить пути и перспективы будущих исследовательских работ.
|
Схема формирования городской территории Новгорода.
Косой штриховкой отмечены три древнейших посёлка, плотной - владения князя.
Т - древний торг, К - княжеский двор.
Пунктирной линией показаны городские валы конца XIV в.
|
|