Статьи

 

 
М.Х.Алешковский
Отчеты
Статьи
Из неизданного
Новгородский Кремль
Окольный город
 
Электронное издание


1

Владимирская башня

2

Проездная арка на Волхов (на месте Пречистенской башни)

3

Церковь Андрея Стратилата

4

Дворцовая башня

5

Спасская башня

6

Княжая башня

7

Башня Кокуй

8

Покровская башня

9

Златоустовская башня

10

Братская могила борцов революции и советских воинов

11

Проездная арка (на месте Воскресенской башни)

12

Митрополичья башня

13

Остатки архиепископского дворца

14

Федоровская башня

15

Софийский собор

16

Церковь Гурия, Самона и Авивы

17

Никитский корпус

18

Грановитая палата

19

Церковь Сергия Радонежского

20

Часозвоня XVIII века

21

Здание Судного и Духовного приказов

22

Лихудов корпус

23

Здание 1770 года

24

Областной театр (здание XIX века)

25

Музыкальное училище

26

Софийская звонница

27

Домик XVII века

28

Исторический музей и областная библиотека (бышее здание Присутственных мест)

29

Церковь Покрова

30

Памятник "Тысячелетие России"

31

Церковь Входа в Иерусалим (здание XVIII века)


84

Знакомство с кремлевской крепостью мы закончили около круглых башен. Круглые башни стоят уже в пределах так называемого Владычного двора. Познакомимся теперь с этим уникальным архитектурным ансамблем, складывавшимся на протяжении XII-XVII веков.

85

В древности территория кремля делилась на две неравные части. В меньшей, северо-западной, части находился Владычный двор. Все, что было за его пределами и находилось "около" него, называлось "околотком".

86

Владычный двор состоял из многих жилых и хозяйственных построек. Они были размещены так, что замыкали северо-западный участок кремля, превращая его в своеобразную крепость в крепости.

87

Во Владычном дворе жил самый богатый новгородский феодал, владелец несметных сокровищ владычной казны - епископ. Здесь собирался "совет господ", состоявший из нескольких десятков представителей местной знати. Здесь решались вопросы взаимоотношений с Москвой и Литвой. Владычный двор был свидетелем и небывалого подъема власти своих хозяев и резкого крушения этой власти после объединения с Москвой.

88

Во Владычном дворе во время народных восстаний укрывались епископ и богатые новгородские бояре. Восставшие горожане порой все же проникали сюда. Так, во время восстания 1650 года горожане ворвались в южную часть двора и освободили из темницы двух узников, Ивана Жеглова и Игнатия Молодежника, которые возглавили восставших. Однако в центр Владычного двора восставшие не проникли. Это было им не под силу. Восстание было подавлено отрядом московских стрельцов во главе с князем Хованским.

89

Древнейшее здание Владычного двора - Никитский корпус. В нем сейчас расположены канцелярия и библиотека Новгородского музея. Стены здания относятся к XVII веку, но стоят они на остатках древнего здания XII века. Корпус назван по имени епископа киевлянина Никиты.

90

К Никитскому корпусу в древности примыкало огромное здание Архиепископского дворца. Оно тянулось вдоль всей кремлевской стены от Никитского корпуса за Митрополичью башню. Здание это было трехэтажным. Этажи сообщались между собой, с башнями и со стеной кремля.

91

Дворец был построен епископом Евфимием в 1430-х годах, сразу после завершения строительства каменного детинца. Западной стеной дворца являлась стена крепости, в толще которой находились и отдельные его помещения. Дворец не сохранился до наших дней, и представление о нем складывается только на основании археологических раскопок. Сейчас остатки дворца открыты для обозрения. В его нижнем этаже находились небольшие камеры-казематы. Одна из них, перекрытая кирпичным сводом и имевшая несколько внутристенных ниш-тайников, сообщалась через сводчатую галерею с Федоровской башней. Эта камера, как и нижний этаж Федоровской башни, служила для хранения боеприпасов. В XVI веке в этой сводчатой камере сделали бойницу подошвенного боя. Бойница хорошо сохранилась. От сводчатой галереи уцелели стены с пилястрами и нижние части столбов, на которых держались своды. На стенах галереи найдены центры, из которых с помощью простой веревки и гвоздя очерчивались полуокружности сводов.

92

Рядом с камерой боеприпасов находится небольшая по площади камера с необычайно толстыми стенами. Такой толщины стены, больше не встречающиеся во дворце, свидетельствуют о каком-то высоком сооружении, которое опиралось на них. Это была знаменитая высотная "сторожня" - башня, упоминаемая в летописи. Ее вид известен по сохранившемуся рисунку одного иностранного путешественника, посетившего кремль в XVII веке.

93

Уцелели и открытые для обозрения и остатки нескольких камер второго этажа Архиепископского дворца. Одна из этих камер была кухней или, как это тогда говорили, поварней. Сохранился своеобразный мусоропровод этой поварни. Он представляет собой кирпичный постамент, с раковиной, от которой через толщу кремлевской стены идет наклонный канал - по нему кухонные отбросы стекали в кремлевский ров.

94

В стене найдены остатки и другого интереснейшего сооружения. Это - толстые глиняные трубы длиной около двадцати пяти сантиметров, соединенные друг с другом и образующие водопровод. Легкий наклон этого водопровода показывает, что вода шла в направлении к Федоровской башне. Найден и широкий открытый глиняный сосуд, соединенный с водопроводом и служивший для водозабора. Водопровод был сделан во время сооружения кремлевской стены и примыкающего к ней дворца.

95

На втором этаже находилась и уборная, в ее помещении найдены остатки канализационных устройств. Подобный канализационный узел представлял в XV веке большую редкость. Он является самым древним на территории нашей страны.

96

Третий этаж дворца находился на уровне боевого хода стены и, возможно, использовался для военных целей. В стене Федоровской башни видны входы на этот этаж.

97

Здание дворца кончалось за Митрополичьей башней. Его нижний этаж сейчас находится в составе сохранившегося здания XVII века, в котором помещались раньше Судный и Духовный приказы новгородских митрополитов. С юга это здание примыкает к так называемому Лихудову корпусу. Он построен в XV веке и перестроен в начале XVII века для славяно- греческой школы, открывшейся в 1706 году. В школе преподавали братья Иоанникий и Софроний Лихуды, основатели Московской славяно-греко- латинской академии. Во многих городах в это время открылись школы духовного ведомства, и новгородская школа готовила для них преподавателей.

98

Одно из самых значительных сооружений Владычного двора - трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Евфимием в 1433 году. Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельно сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены, обращенной к Никитскому корпусу, сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. Теперь палата кажется двухэтажной, ее нижний этаж, закрытый культурным слоем, стал подвалом.

99

В парадный зал палаты ведет лестница, построенная в XIX веке. На ее месте раньше находились парадные сени. В нишах на стене сохранились фрески 1441 года. В правой нише изображен Христос. На странице раскрытой книги, которую он держит в руках, написано: "Не на лице зряще судите, сынове человечестии, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам".

100

В палате заседал суд, и эти слова служили грозным напоминанием его членам. Интересно, что как раз вскоре после создания этой многозначительной фрески новгородский летописец записал под 1445 годом гневные слова: "не бе в Новегороде правде и правого суда".

101

С этим изображением Христа связана одна из новгородских легенд. Согласно этой легенде, новгородский архиепископ Иоанн спас Новгород от взятия суздальцами. Этот епископ - герой нескольких легенд. Как рассказывает легенда, когда Новгород осадили суздальцы (это было, по свидетельству летописи, в 1169 году), в ночь перед сражением Иоанн молился перед изображением Христа в Грановитой палате. Интересно отметить, что автора легенды не смутило, что это изображение появилось только в 1441 году. Во время молитвы Иоанн якобы услышал "глас божий", повелевший ему идти в Спасскую церковь на Ильине улице (сохранившуюся до наших дней), взять там икону богородицы и вынести ее на стену окольного города. Так и было сделано. Суздальцы выпустили по иконе тысячи стрел, одна из них попала в глаз богородицы. В отместку за это суздальцы были ослеплены и не смогли взять Новгород.

102

Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями - нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры - характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров. Это подтверждается и летописью, где сказано, что строили палату "немецкие мастера из Заморья" вместе "с новгородскими мастеры".

103

В древности Грановитая палата была огромным сооружением. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в ней было 30 входов.

104

Грановитая палата подверглась, как уже отмечалось, многим переделкам. Они коснулись не только внешнего облика здания, но и его интерьеров. Во время перестройки Грановитой палаты в 20-х годах XIX века стены парадного зала были покрыты росписью масляными красками, которую видит теперь посетитель.

105

Это здание - свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский "совет господ". Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. "Совет господ" состоял из посадника, епископа, кончанских старост, сотских и бывших посадников. Порой число членов совета доходило до пятидесяти, некоторые грамоты скреплены даже 58 печатями.

106

В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: "А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати". В 1510 году здесь же было объявлено о присоединении Пскова к Москве.

107

В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал "свадьбу" своего противника - новгородского епископа Пимена. В "жены" Пимену была дана... лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.

108

В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI-XII веков и вещи XVII- XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуда для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и его жены Марьи, Петрилы и его жены Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы - символические изображения "матери всех церквей" - храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Подобные сионы были во многих соборах Москвы, Пскова, Владимира и Киева, но новгородские экземпляры наиболее древние.

109

В Грановитой палате хранится много культовых ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, перписка местных монастырей XVI-XVII веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.

110

В саду перед Грановитой палатой находится могила Г.Р.Державина. Поэт похоронен вместе с женой. Г.Р.Державин жил под Новгородом в имении Званка, где и умер. Он был погребен в Хутынском монастыре. Во время войны монастырь был разрушен немецкими фашистами. После войны гробы Г.Р.Державина и его жены были извлечены из-под развалин и перенесены в кремль.

111

Надвратная церковь Сергия Радонежского - одна из построек, ограничивающих территорию Владычного двора с юга. Построена она в 1463 году архиепископом Ионой по образцу многочисленных кремлевских надвратных церквей и посвящена не местному, а московскому святому. Сделано это Ионой вопреки всем местным традициям, явно для пропаганды московских интересов. Иона был сторонником объединения Новгорода с Москвой, которое вскоре и произошло.

112

Внутренние помещения церкви Сергия Радонежского были расписаны фресками. На одной из сохранившихся фресок изображена сама церковь, благодаря чему известен ее первоначальный вид.

113

Рядом с церковным проездом на Владычный двор была построена в XVII веке высокая часозвоня, сохранившаяся до наших дней. Она заменила разрушившуюся "сторожню" XV века, возвышавшуюся над архиепископским дворцом.

114

Через проезд выйдем с территории Владычного двора. Справа от нас расположено двухэтажное здание, в котором жили митрополиты, - Митрополичьи покои. Здание построено в 1770-х годах архитектором П.Р.Никитиным. В древности над проездом была надвратная церковь. Проезд примыкал к Софийскому собору. И рядом с ним в XV веке стояла маленькая церковь Гурия, Самона и Авивы. Она сохранилась до наших дней. В этой церкви совершалась процедура так называемого "божия суда", широко применявшегося в средневековье. Для этой процедуры испекались специальные просфоры (хлебцы). Священник служил литургию. Представители обеих сторон, искавших решения в свою пользу, должны были съесть по просфоре. Виновному якобы грозила смерть от нее. Виновным считался тот, кто отказывался от своей просфоры.

115

С юго-востока территорию Владычного двора замыкает Софийский собор. Это один из самых выдающихся образцов древнерусского зодчества. Он построен на пять лет (в 1045-1050 годах) - в срок, небольшой для такого грандиозного здания. С этим храмом новгородцы связывали представление о независимости своего города. "Где святая София, там и Новгород", "умрем за святую Софию", - говорили они, отправляясь в военные походы. Эти слова были их боевым кличем. Во время восстания 1259 года против сборщиков дани для Золотой Орды горожане кричали: "Умрем честно за святую Софию!". В то же время "домом святой Софии" назывались земельные владения и хозяйство епископа - самого крупного местного феодала. Эти владения были разбросаны по всей Новгородской земле от верховьев Двины до Белого моря, от Чудского озера до реки Печоры. "Дом святой Софии" нещадно эксплуатировал зависимых от него людей - и крестьян и горожан.

Софийский собор.
Софийский собор.
116

Софийский собор - жемчужина новгородского зодчества, самый древний его памятник.

117

Осмотр собора лучше всего начать с его южного, главного фасада. Определить, какая сторона древнерусского храма северная, а какая южная, западная или восточная всегда очень легко. В восточной части всегда расположен алтарь. Следовательно, где алтарь, там и восток. Так же легко по внешнему виду церкви представить себе ее внутреннее устройство, которое всегда четко выявлено во внешних формах здания.

118

Взглянув на Софийский собор, мы в первую очередь обратив внимание на пять исполинских глав, состоящих из цилиндрических барабанов, увенчанных куполами. Барабаны опираются на могучие столбы, делящие все внутренние помещение храма на пять нефов, или кораблей.

119

Три центральных нефа заканчиваются апсидами, в которых расположены алтарь, диаконник и жертвенник. Два крайний нефа не имеют апсид. Так устроен четверик здания - его четырехугольное центральное помещение. С севера, запада и юга четверик окружен папертями. В восточных концах северной и южной папертей расположены маленькие алтари, поэтому здесь также имеются апсиды. Это - как бы малые церковки, пристроенные, приделанные к главной церкви и ее алтарю. Они называются приделами. С южной стороны расположен придел Рождества Богородицы, с северной - Иоанна Богослова. В западной паперти находится лестничная башня, по которой поднимались на второй этаж собора. О лестничной башне тоже можно узнать, не заходя в собор, - ее венчает шестая глава.

120

Линии внутренних столбов, на которых держатся пять центральных глав, также выявлены снаружи здания, на его стенах вертикальными выступами, так называемыми "лопатками", или пилястрами, расчленяющими фасады на ряд простенков. Если рассмотреть верх лопаток на южном фасаде, можно увидеть как перекрывается грандиозное внутреннее помещение храма. Сначала мы увидим односкатную кровлю южной паперти, а над ней - ряд полукруглых и трехугольных завершений. Это - своды над внутренними столбами. Одни своды округлые ("закомары"), другие двускатные ("щипцы"). Все здание четверика перекрыто такими сводами. Кровля идет прямо по сводам.

121

Чередование вертикалей лопаток и кривых линий сводов создает выразительную архитектурную композицию. В этой композиции отсутствуют чисто декоративные элементы, не связанные с архитектурной конструкцией. Облик здания прост и в то же время величествен.

122

Высота Софийского собора 38 метров. В древности он был выше. За девять веков существования здание обросло культурным слоем, поднявшимся вокруг него почти на два метра.

123

Стены его не были оштукатурены. Ряды крупных зеленых, серых, оранжевых, красных камней, отделенные друг от друга полосами розовой цемянки (раствор извести на толченом кирпиче), превращали стены собора в выразительнейшее живописное полотно. Линии этих стен были не столь сухи и прямы, как сейчас. Кое-где стены были прорезаны световыми оконцами. Оконца были сделаны из тонкого кирпича (плинфы). Из плинфы же сделаны и своды.

124

Архитектурные красоты Софийского собора не сразу становятся доступны зрителю. Следует обойти здание со всех сторон, посмотреть не него с разных точек, найти его купола, находясь на другом берегу реки или на волховском мосту. Если при первом осмотре здание поражает грандиозным масштабом, то впоследствии становятся близкими и понятные интимные, лирические черты его облика.

125

Ученые долго спорили, сложился ли этот облик сразу в XI веке или же он складывался постепенно - сначала был построен четверик, а впоследствии к нему пристроены паперти. Сейчас эти спора закончились. Выяснилось, что собор был построен в том самом виде, в котором он дошел до нас. Различие современного вида здания и первоначального невелико. Теперь собор оштукатурен и побелен. Стены его прорезаны большими окнами, которыми в XI веке не было. Порталы собора построены в XVI веке. Свинцовая пластинчатая кровли XI века заменена кровлей из листового железа. Первоначальные шлемовидные главы переделаны в XVI веке в более вытянутые луковичные.

126

Обойдя собор со всех сторон, войдем внутрь здания. Гордостью собора являлись фрески, которыми раньше были расписаны его стены. Сейчас стены покрывает масляная живопись XIX века. От фресок XI- XII веков уцелели только отдельные фрагменты. Так, в южной, Мартирьевской, паперти собора сохранилось изображение византийских святых Константина и Елены. Они изображены в полный рост, на них богатые одежды. Графика фрески отличается необычайным изяществом.

127

Особенно интересны фресковые изображения в главном барабане собора. На его куполе был изображен Христос "Вседержитель". С этим изображением связана одна из легенд. По представлениям новгородцев, "Вседержитель" был хранителем города. Его правая рука изображалась всегда в благословляющем жесте, полураскрытой. Так будто и написали ее древние мастера, расписывавшие собор. Каково же было их удивление, когда на следующее утро после окончания своей работы они увидели руку "Вседержителя" сжатой в кулак. Руку переписывали три раза. На четвертый день мастера якобы услышали громкий повелительный голос: "Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а напишите меня со сжатою рукой, ибо я в сей руке моей Великий Новгород держу, а когда моя рука распространиться, тогда будет городу сему скончание".

128

Во время войны фашистский снаряд попал в центральную софийскую главу и изображение "Вседержителя" было почти целиком разрушено.

129

На стенах центрального барабана сохранились изображения ветхозаветных пророков и архангелов. Их лики, бесстрастные и спокойные, хорошо видны с хоров.

130

Кроме фресок собор был украшен и мозаикой. Частично мозаика сохранилась в центральной апсиде собора. Секретарь антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший собор в XVII веке, оставил описание этой мозаики, "сделанной из эмалевого камня, из коего золотых дел мастера изготовляют разного рода и цвета превосходную эмаль".

131

Большую художественную ценность представляют большие медные двери собора, "врата". Васильевские врата с необычайно тонкой гравировкой сцен из Священного писания были вывезены по приказу Ивана Грозного из Новгорода и помещены в соборе Александровской слободы под Москвой. Там они находятся и сейчас. Врата Корсунские и Сигтунские уцелели в соборе. Корсунские врата закрывают вход в придел Рождества Богородицы. По краям и между внутренними филенками они обложены бронзовыми полосами с растительным орнаментом. Поверх полос идет восьмилепестковые розетки, а в филенках помещены изображения "процветшего креста". Сделаны врата в XI веке, по-видимому, византийским мастером.

132

Сигтунские врата, висящие в западном портале, являются, по преданию, воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны ворота западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством и вкусом. Среди фигур, изображенных а вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах.

133

Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров - литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких мастеров помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трех фигур сделаны надписи - на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута, и на русском - у фигуры Авраама. Авраам, видимо, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции.

134

В XVII веке шведский король во время шведско-польской интервенции пытался возвратить врата в Швецию, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

135

В древности в Софийском соборе хранилась городская казна. Уцелели тайники, в которых эта казна была спрятана. Так, в стенах лестничной башни найдены четыре пустые камеры, размером до полутора кубометров, прикрытые железными дверцами. Хранились в соборе и древние книги, летописи, письменные архивы владыки. Библиотека собора, состоявшая из многих тысяч книг, была одной из самых больших на Руси.

136

Софийский собор был не только хранилищем культурных ценностей и казны, но и кладбищем-пантеоном самых знатных новгородцев. Здесь погребены строитель детинца Владимир Ярославич, его мать, жена Ярослава Мудрого, сын Мономаха Изяслав, князь Мстислав Храбрый, многие из новгородских владык и посадников. О некоторых из этих погребений сложены легенды. Одна из них связана с борьбой города за сохранение независимости от Москвы и возникла во времена владыки Евфимия.

137

В 1439 году новгородские бояре готовились дать отпор московскому князю Василию Темному, шедшему на Новгород. В это время будто бы и произошло чудо, поддерживавшее упавший было воинственный дух бояр - противников объединения с Москвой. Как рассказывает легенда, пономарь Аарон, ночевавший в соборе, увидел якобы, как из своих могил встали все бывшие новгородские владыки и, собравшись в южной паперти, где висела икона Корсунской божьей матери, совершили молебен перед иконой. Евфимий, которому Аарон рассказал о своем видении, истолковал его как чудо, как свидетельство заступничества прежних владык за Новгород накануне похода московского князя.

138

Многие легенды отражают исторические события, связанные с Софийским собором. По одной из них, Иван Грозный в поисках софийской казны, пытал ключаря и пономаря о тайниках, в которых она хранилась. Ничего не добившись, он приказал ломать стену у входа на полати. Из разрушенной стены посыпались "древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль". В Москву было отправлено много возов с золотом и серебром.

139

Софийская звонница расположена невдалеке от собора, у кремлевской стены. Впервые летопись упоминает о ней в 1437 году, сообщая, что во время наводнения она упала в Волхов вместе с крепостной стеной. В 1439 году Евфимий поставил новую четырехстолпную звонницу. Целиком она не сохранилась, но ее остатки имеются в составе более поздней кладки существующей сейчас звонницы. Звонница Евфимия была трёхпролетной. Между стеной кремля и стеной звонницы были сделаны каменные камеры, существующие и сейчас.

Софийская звонница.
Софийская звонница.
140

В середине XVII века из Москвы в Новгород привезли новые колокола, потребовавшие более узких пролетов. Старые пролеты пришлось заложить и поставить над ними шесть столпов с пятью пролетами. Верх звонницы был увенчан пятью высокими шатрами. В XVII веке шатры были сняты, а некоторые из пролетов расширены. В том же веке к звоннице был пристроен сохранившийся маленький домик.

141

Современное покрытие звонницы - крыша бочкой, карниз и глава - сделаны в XIX веке. Колокола звонницы уже не висят в ее пролетах, а помещаются перед ней на постаменте. Самые древние - два меньших колокола в 80 и 200 пудов весу. Первый отлит в 1589 году по заказу Бориса Годунова для Новгорода, а второй - в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратовым и Иоакимом Ивановым. Грандиозный колокол отлит в 1659 году в кремле мастером Ермолаем Васильевым. Его вес - 1614 пудов. Колокол весом 590 пудов отлит в 1839 году. Последний колокол весом 300 пудов отлит в 1677 году.

142

С одним из древних, несохранившихся колоколов связана легенда об Иване Грозном. Согласно легенде, Иван Грозный как-то отправился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казенный колокол поэтому получил прозвище "безухого" и долго ее висел на звоннице.

143

В разные дни звонили в разные колокола: в "праздничный", самый большой - по праздникам, в "воскресный" - по воскресеньям, во "вседневный" - в будни.

144

Во время Великой Отечественной войны часть колоколов затонула вместе с баржей, на которой их увозили из города от фашистов, а два колокола были закопаны в землю. После войны колокола были возвращены на свои места перед звонницей.

145

Осмотр кремля мы закончим у памятника "Тысячелетие России", расположенного в самом центре кремля. Он поставлен в 1862 году в связи с тысячелетием основания Русского государства. Царизм поддерживал мысль об иностранном (норманском) происхождении русской государственности, и поэтому летописное сообщение 862 года о призвании новгородцами варягов Рюрика, Синеуса и Трувора считалось датой основания Русского государства. На самом же деле, как доказано наукой, Русское государство значительно древнее и его происхождение не связано с варягами (норманнами).

Памятник Тысячелетие России
Памятник
"Тысячелетие России".
146

Для сооружения памятника был объявлен конкурс и сбор добровольных пожертвований. Первая премия конкурса досталась двадцатипятилетнему скульптору М.О.Микешину, в будущем известному монументалисту, автору нескольких памятников в русских городах.

147

Сбор пожертвований проходил медленно. Вместо требовавшихся 600 тысяч рублей собрали всего 150 тысяч. Народ не хотел участвовать в прославлении самодержавия. Недостающие для сооружения памятника деньги пришлось взять из царской казны.

148

Вокруг проекта памятника завязалась острая борьба. В нее включились многие историки и писатели. Царь не разрешал установку на памятнике фигур некоторых выдающихся деятелей, таких, как писатели Гоголь, Шевченко, актер Дмитриевский, флотоводец Ушаков, русские зодчие Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. По настоянию царя и церковников среди фигур памятника должны были преобладать цари, митрополиты и монахи.

149

Памятник "Тысячелетие России" напоминает по форме знаменитую шапку Мономаха. На грандиозном постаменте покоится большой шар - царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия. На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина - олицетворение России. Скульптурные группы, установленные вокруг шара-державы, олицетворяют шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки). Здесь представлены Рюрик с языческим богом Перуном ("Основание Русского государства"), киевский князь Владимир, рядом с которым стоят женщина с ребенком и славянин, низвергающий языческого идола ("Ведение христианства"). Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига - князь Дмитрий Донской попирает побежденного татарина. Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина знамя. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири. Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.

150

Фигуры Петра и крылатого ангела, указывающего ему путь, а также фигура побежденного шведа образуют шестую группу, олицетворяющую "Основание Русской империи".

151

Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах.

152

На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 109 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены "Просветители народа", среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторя группа "Государственные люди" состоит из князей и царей. В третьей группе, изображающей "Военных людей и героев", мы видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.

153

В группе "Писатели и художники" представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.

154

Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили. Не восстановлены только бронзовая решетка и шесть фонарей вокруг памятника. Они похищены фашистами.

155

Памятник был открыт вновь 2 ноября 1944 года.

156

За памятником "Тысячелетие России" расположен Новгородский исторический музей. Он занимает бывшее здание так называемых Присутственных мест, построенное в 1783 году.

157

В XVI веке на этом месте стояла двухэтажная Приказная палата, построенная в 1572 году. Ее сводчатый нижний этаж сохранился в здании 1783 года. До постройки Приказной палаты в XVI веке здесь находилась деревянная Дьячая изба.

158

В здании Присутственных мест в 1841-1842 годах работал в губернской канцелярии А.И.Герцен, сосланный царским правительством в Новгород.


159

Мы познакомились с Новгородским кремлем и его историческими зданиями.

160

Выдающийся историко-архитектурный памятник, кремль привлекает многочисленных туристов из всех городов Советского Союза и из-за границы. В настоящее время кремль - центр культурной жизни Новгорода. Здесь расположены городской театр драмы, музыкальное училище, лекторий, исторический музей. Кремль входит в экспозицию исторического музея.



Начало страницы
Главная страница